Почему женщины чаще травмируются в ДТП и при чем тут краш-тесты
Автомобильные краш‑тесты (front, side, rear impacts и др.) нацелены на оценку безопасности водителя и пассажиров. Традиционно (с 1970‑х годов) для многих испытаний используется манекен типа «среднестатистического мужчины» (минимум в антропометрическом смысле: рост, вес, положение тела). При этом женщины с их особенностями — меньший рост, другая пропорция тела, иные физические характеристики — существенно отличаются от «среднего мужчины».
Наука и технология
30.09.2025, 12:21
Поделиться:

Фото: The Guardian
Исследование SUV‑водителей
Институт дорожной безопасности IIHS провел исследование, в котором сравнил тяжесть травм у мужчин и женщин‑водителей, пристегнутых ремнем безопасности и находившихся за рулем внедорожников (SUV) во время лобовых столкновений.
«SUV-водители» — это люди, которые водят внедорожники или кроссоверы.
Результаты показали, что женщины имели на 17% более высокий риск получить серьезные или смертельные травмы по сравнению с мужчинами при аналогичных условиях.
При этом в исследовании рассматривались исключительно внедорожники — самый популярный тип автомобилей в США.
Обобщенный анализ IIHS (отчеты Автомобильного совета по безопасности)
В другом анализе, проведенном тем же Институтом IIHS, рассматривались данные по авариям с участием различных типов автомобилей. Исследование показало, что женщины при прочих равных условиях (тип автомобиля, скорость, использование ремня) примерно на 20–28% чаще погибают и на 37–73% чаще получают серьезные травмы, чем мужчины. Особенно часто у женщин фиксируются травмы нижней части тела, в частности ног. Эти данные подчеркивают системную проблему – даже при одинаковых сценариях аварий женское тело оказывается менее защищенным — в том числе из-за того, что автомобильные системы безопасности по-прежнему ориентированы на мужские параметры.
Статистические данные смертности и травм по полу
Ежегодно в автомобильных авариях погибает больше мужчин, чем женщин. Это объясняется тем, что мужчины, как правило, проезжают больше километров, а также чаще склонны к рискованному поведению за рулем — не пристегиваются, превышают скорость, водят в состоянии алкогольного опьянения.
В результате аварии с участием мужчин чаще бывают тяжелыми по последствиям.
Однако, если сравнивать аварии одинаковой тяжести, то женщины чаще, чем мужчины, получают травмы или погибают. Это связано не с их манерой вождения, а с тем, что автомобили и системы безопасности изначально разрабатывались с учетом мужской анатомии.
Женщины чаще страдают от травм шеи (whiplash), таза и внутренних органов при фронтальном ударе. Это связано с анатомией, распределением массы тела, плотностью костей и другими биомеханическими особенностями.
Физиологические и антропометрические особенности
Отличия включают:
- меньшая масса тела, меньший рост, — влияет, например, на то, как ремень безопасности лежит на теле;
- различия в форме таза, распределении жира и мышечной массы;
- меньшая плотность костей у женщин, что может усиливать риск переломов.
- женщины обычно сидят ближе к рулю/панели из‑за роста, что может ухудшать защиту в переднем ударе.
Масштабирование мужских манекенов
Часто для представления женской фигуры используется уменьшенная версия мужского манекена, что не учитывает многих анатомических различий. Нормативные требования в разных странах долго оставались ориентированными на мужские характеристики, что тормозило внедрение женских манекенов.
Примеры изменений и нововведений
Один из примеров — манекен THOR 5F, созданный специально для имитации женской анатомии. В отличие от прежних моделей, это не просто уменьшенная версия «мужского» манекена. THOR 5F учитывает иные пропорции тела, форму таза, наличие молочных желез, а также оснащен дополнительными датчиками, фиксирующими перегрузки в наиболее уязвимых участках женского тела — например, в области груди, таза и шеи.

Похожие инициативы реализуются и в других странах. Так, в Австралии внедряют модифицированную версию манекена THOR с женскими характеристиками, включая женские кости таза, грудную клетку, а также расширенную систему сенсоров. Цель этих разработок — точнее моделировать, как именно удары при аварии воздействуют на те части тела, которые у женщин травмируются чаще, и, соответственно, адаптировать системы безопасности под реальные риски.
Использование манекенов, отражающих женское телосложение, — это не просто гендерный «вопрос справедливости», а жизненно важный аспект безопасности на дороге. Женщины статистически более уязвимы к серьезным травмам при тех же условиях столкновения — из‑за физической анатомии, положения тела, подушек и ремней, которые проектируются под мужские стандарты. Внедрение улучшенных женских манекенов поможет спасать жизни и снизить тяжесть травм.
Диана Шарипова.
Наука и технология
30.09.2025, 12:21
Поделиться:
Похожие новости

В Узбекистане установили официальные цены на «красивые» номера
Узбекистан
03.10.2025, 12:56

В Узбекистане хотят вывести из эксплуатации старые автомобили
Узбекистан
03.10.2025, 12:04

Как наладить режим сна — советы от ученых
Наука и технология
02.10.2025, 13:13

Хронология преступления в Иссык-Кульской области. Дело Айсулуу Мукашевой может привести к пересмотру уголовных наказаний
Мир
02.10.2025, 10:41

В мире каждая третья женщина хотя бы раз в жизни сталкивается с сексуализированным насилием — ООН
Мир
24.09.2025, 09:53

В Сурхандарьинской области выдали замуж 15-летнюю девушку
Узбекистан
22.09.2025, 10:00
Популярные новости

В Ташкенте ожидаются поэтапные отключения горячей воды — опубликован график
Узбекистан
06.09.2025, 12:30

Президент Узбекистана посетит Наманган для участия в международном форуме по борьбе с бедностью
Политика
16.09.2025, 09:49

В Сурхандарьинской области выдали замуж 15-летнюю девушку
Узбекистан
22.09.2025, 10:00

Всемирный банк выразил поддержку Узбекистану в борьбе с бедностью
Узбекистан
18.09.2025, 10:15

Третье судебное заседание по делу религиозного блогера Алишера Турсунова прошло в Ташкенте
Узбекистан
16.09.2025, 11:01

С 1 октября — новые правила для владельцев скутеров и мопедов
Узбекистан
17.09.2025, 11:32
Последние новости

В Ташкенте проводится проверка по факту конфликта между учащимися техникума для лиц с инвалидностью
Узбекистан
04.10.2025, 11:59

В Ферганской области в ходе конфликта пострадали двое мужчин
Узбекистан
03.10.2025, 17:12

Трамп распорядился усилить разведподдержку Украины для ударов по территории России — FT
Политика
03.10.2025, 14:46

В Узбекистане установили официальные цены на «красивые» номера
Узбекистан
03.10.2025, 12:56

В Узбекистане хотят вывести из эксплуатации старые автомобили
Узбекистан
03.10.2025, 12:04

В Ташкенте зафиксирована магнитная буря силой 4 балла
Узбекистан
03.10.2025, 11:09

Основатель Telegram анонсировал в Казахстане новый проект искусственного интеллекта
Мир
03.10.2025, 09:44

10 млрд сумов выделят на озеленение улиц и площадей Ташкента
Узбекистан
02.10.2025, 15:33

Как наладить режим сна — советы от ученых
Наука и технология
02.10.2025, 13:13

Суд в Индии потребовал от врачей писать рецепты разборчиво
Мир
02.10.2025, 11:29

Хронология преступления в Иссык-Кульской области. Дело Айсулуу Мукашевой может привести к пересмотру уголовных наказаний
Мир
02.10.2025, 10:41

Блогер из США на Lamborghini не мог выехать из Узбекистана из-за штрафа и технических проблем на таможне
Узбекистан
02.10.2025, 09:56
Популярные новости

В Ташкенте ожидаются поэтапные отключения горячей воды — опубликован график
Узбекистан
06.09.2025, 12:30

Президент Узбекистана посетит Наманган для участия в международном форуме по борьбе с бедностью
Политика
16.09.2025, 09:49

В Сурхандарьинской области выдали замуж 15-летнюю девушку
Узбекистан
22.09.2025, 10:00

Всемирный банк выразил поддержку Узбекистану в борьбе с бедностью
Узбекистан
18.09.2025, 10:15

Третье судебное заседание по делу религиозного блогера Алишера Турсунова прошло в Ташкенте
Узбекистан
16.09.2025, 11:01

С 1 октября — новые правила для владельцев скутеров и мопедов
Узбекистан
17.09.2025, 11:32