Почему женщины чаще травмируются в ДТП и при чем тут краш-тесты
Автомобильные краш‑тесты (front, side, rear impacts и др.) нацелены на оценку безопасности водителя и пассажиров. Традиционно (с 1970‑х годов) для многих испытаний используется манекен типа «среднестатистического мужчины» (минимум в антропометрическом смысле: рост, вес, положение тела). При этом женщины с их особенностями — меньший рост, другая пропорция тела, иные физические характеристики — существенно отличаются от «среднего мужчины».
Наука и технология
30.09.2025, 12:21
Поделиться:

Фото: The Guardian
Исследование SUV‑водителей
Институт дорожной безопасности IIHS провел исследование, в котором сравнил тяжесть травм у мужчин и женщин‑водителей, пристегнутых ремнем безопасности и находившихся за рулем внедорожников (SUV) во время лобовых столкновений.
«SUV-водители» — это люди, которые водят внедорожники или кроссоверы.
Результаты показали, что женщины имели на 17% более высокий риск получить серьезные или смертельные травмы по сравнению с мужчинами при аналогичных условиях.
При этом в исследовании рассматривались исключительно внедорожники — самый популярный тип автомобилей в США.
Обобщенный анализ IIHS (отчеты Автомобильного совета по безопасности)
В другом анализе, проведенном тем же Институтом IIHS, рассматривались данные по авариям с участием различных типов автомобилей. Исследование показало, что женщины при прочих равных условиях (тип автомобиля, скорость, использование ремня) примерно на 20–28% чаще погибают и на 37–73% чаще получают серьезные травмы, чем мужчины. Особенно часто у женщин фиксируются травмы нижней части тела, в частности ног. Эти данные подчеркивают системную проблему – даже при одинаковых сценариях аварий женское тело оказывается менее защищенным — в том числе из-за того, что автомобильные системы безопасности по-прежнему ориентированы на мужские параметры.
Статистические данные смертности и травм по полу
Ежегодно в автомобильных авариях погибает больше мужчин, чем женщин. Это объясняется тем, что мужчины, как правило, проезжают больше километров, а также чаще склонны к рискованному поведению за рулем — не пристегиваются, превышают скорость, водят в состоянии алкогольного опьянения.
В результате аварии с участием мужчин чаще бывают тяжелыми по последствиям.
Однако, если сравнивать аварии одинаковой тяжести, то женщины чаще, чем мужчины, получают травмы или погибают. Это связано не с их манерой вождения, а с тем, что автомобили и системы безопасности изначально разрабатывались с учетом мужской анатомии.
Женщины чаще страдают от травм шеи (whiplash), таза и внутренних органов при фронтальном ударе. Это связано с анатомией, распределением массы тела, плотностью костей и другими биомеханическими особенностями.
Физиологические и антропометрические особенности
Отличия включают:
- меньшая масса тела, меньший рост, — влияет, например, на то, как ремень безопасности лежит на теле;
- различия в форме таза, распределении жира и мышечной массы;
- меньшая плотность костей у женщин, что может усиливать риск переломов.
- женщины обычно сидят ближе к рулю/панели из‑за роста, что может ухудшать защиту в переднем ударе.
Масштабирование мужских манекенов
Часто для представления женской фигуры используется уменьшенная версия мужского манекена, что не учитывает многих анатомических различий. Нормативные требования в разных странах долго оставались ориентированными на мужские характеристики, что тормозило внедрение женских манекенов.
Примеры изменений и нововведений
Один из примеров — манекен THOR 5F, созданный специально для имитации женской анатомии. В отличие от прежних моделей, это не просто уменьшенная версия «мужского» манекена. THOR 5F учитывает иные пропорции тела, форму таза, наличие молочных желез, а также оснащен дополнительными датчиками, фиксирующими перегрузки в наиболее уязвимых участках женского тела — например, в области груди, таза и шеи.

Похожие инициативы реализуются и в других странах. Так, в Австралии внедряют модифицированную версию манекена THOR с женскими характеристиками, включая женские кости таза, грудную клетку, а также расширенную систему сенсоров. Цель этих разработок — точнее моделировать, как именно удары при аварии воздействуют на те части тела, которые у женщин травмируются чаще, и, соответственно, адаптировать системы безопасности под реальные риски.
Использование манекенов, отражающих женское телосложение, — это не просто гендерный «вопрос справедливости», а жизненно важный аспект безопасности на дороге. Женщины статистически более уязвимы к серьезным травмам при тех же условиях столкновения — из‑за физической анатомии, положения тела, подушек и ремней, которые проектируются под мужские стандарты. Внедрение улучшенных женских манекенов поможет спасать жизни и снизить тяжесть травм.
Диана Шарипова.
Наука и технология
30.09.2025, 12:21
Поделиться:
Похожие новости

В Узбекистане с начала года зафиксировано 155 случаев ранних браков среди девочек 15–17 лет
Узбекистан
16.10.2025, 11:55

У 86% детей в Узбекистане выявлены потенциально опасные мутации
Узбекистан
22.10.2025, 11:18

Удар об невидимое. Что такое стеклянный потолок и почему он мешает расти в карьере
Мир
17.10.2025, 15:34

Покупатели выявили дефекты в шприцах из аптек Ташкента
Узбекистан
17.10.2025, 12:49

Жители Великобритании обвиняют Johnson & Johnson в онкологии из-за присыпки
Мир
17.10.2025, 09:56

Опасность в банке и как избежать ботулизма в сезон закруток
Мир
16.10.2025, 14:38
Популярные новости

Хронология преступления в Иссык-Кульской области. Дело Айсулуу Мукашевой может привести к пересмотру уголовных наказаний
Мир
02.10.2025, 10:41

Канадский певец посвятил песню WizzAir за отказ взять на борт узбекистанца
Узбекистан
22.10.2025, 12:24

В Ташкенте осудили блогера Мубашира Ахмада и заблокировали его каналы
Узбекистан
08.10.2025, 17:56

В Узбекистане сократят более 2 тысяч должностей в госорганах
Политика
08.10.2025, 12:00

В Узбекистане установили официальные цены на «красивые» номера
Узбекистан
03.10.2025, 12:56

В Варшаве проходит конференция ОБСЕ по вопросам прав человека и демократии
Узбекистан
06.10.2025, 17:00
Последние новости

Хива признана одним из лучших городов для путешествий в 2026 году по версии National Geographic
Узбекистан
23.10.2025, 21:35

Агентство культурного наследия разъяснило ситуацию вокруг здания бывшего Союза писателей
Узбекистан
23.10.2025, 11:21

«Вода – не источник конфликта, а инструмент сотрудничества» — Тойво Клаар
Узбекистан
23.10.2025, 10:48

Саркози начал отбывать срок в тюрьме по «ливийскому делу»
Мир
22.10.2025, 17:20

Зеленский сообщил об атаке дрона на детский сад в Харькове
Политика
22.10.2025, 14:50

Канадский певец посвятил песню WizzAir за отказ взять на борт узбекистанца
Узбекистан
22.10.2025, 12:24

У 86% детей в Узбекистане выявлены потенциально опасные мутации
Узбекистан
22.10.2025, 11:18

В Наманганской области мужчина шантажировал женщину публикацией видео в Instagram
Узбекистан
22.10.2025, 11:02

Узбекистан внедрит ИИ для долгосрочного прогнозирования землетрясений
Узбекистан
22.10.2025, 09:32

Узбекистан вошел в пятерку крупнейших поставщиков газа в Китай
Экономика
21.10.2025, 15:54

Мария Тимофеева будет выступать за Узбекистан
Спорт
21.10.2025, 12:38

Въезды в Самарканд перекроют с 30 октября по 14 ноября из-за сессии ЮНЕСКО
Узбекистан
21.10.2025, 11:02
Популярные новости

Хронология преступления в Иссык-Кульской области. Дело Айсулуу Мукашевой может привести к пересмотру уголовных наказаний
Мир
02.10.2025, 10:41

Канадский певец посвятил песню WizzAir за отказ взять на борт узбекистанца
Узбекистан
22.10.2025, 12:24

В Ташкенте осудили блогера Мубашира Ахмада и заблокировали его каналы
Узбекистан
08.10.2025, 17:56

В Узбекистане сократят более 2 тысяч должностей в госорганах
Политика
08.10.2025, 12:00

В Узбекистане установили официальные цены на «красивые» номера
Узбекистан
03.10.2025, 12:56

В Варшаве проходит конференция ОБСЕ по вопросам прав человека и демократии
Узбекистан
06.10.2025, 17:00
