Почему женщины чаще травмируются в ДТП и при чем тут краш-тесты

Автомобильные краш‑тесты (front, side, rear impacts и др.) нацелены на оценку безопасности водителя и пассажиров. Традиционно (с 1970‑х годов) для многих испытаний используется манекен типа «среднестатистического мужчины» (минимум в антропометрическом смысле: рост, вес, положение тела). При этом женщины с их особенностями — меньший рост, другая пропорция тела, иные физические характеристики — существенно отличаются от «среднего мужчины».

Поделиться:

Фото: The Guardian

Исследование SUV‑водителей

Институт дорожной безопасности IIHS провел исследование, в котором сравнил тяжесть травм у мужчин и женщин‑водителей, пристегнутых ремнем безопасности и находившихся за рулем внедорожников (SUV) во время лобовых столкновений. 

«SUV-водители» — это люди, которые водят внедорожники или кроссоверы.

Результаты показали, что женщины имели на 17% более высокий риск получить серьезные или смертельные травмы по сравнению с мужчинами при аналогичных условиях.

При этом в исследовании рассматривались исключительно внедорожники — самый популярный тип автомобилей в США.

Обобщенный анализ IIHS (отчеты Автомобильного совета по безопасности)


В другом анализе, проведенном тем же Институтом IIHS, рассматривались данные по авариям с участием различных типов автомобилей. Исследование показало, что женщины при прочих равных условиях (тип автомобиля, скорость, использование ремня) примерно на 20–28% чаще погибают и на 37–73% чаще получают серьезные травмы, чем мужчины. Особенно часто у женщин фиксируются травмы нижней части тела, в частности ног. Эти данные подчеркивают системную проблему – даже при одинаковых сценариях аварий женское тело оказывается менее защищенным — в том числе из-за того, что автомобильные системы безопасности по-прежнему ориентированы на мужские параметры.

Статистические данные смертности и травм по полу

Ежегодно в автомобильных авариях погибает больше мужчин, чем женщин. Это объясняется тем, что мужчины, как правило, проезжают больше километров, а также чаще склонны к рискованному поведению за рулем — не пристегиваются, превышают скорость, водят в состоянии алкогольного опьянения.

В результате аварии с участием мужчин чаще бывают тяжелыми по последствиям.

Однако, если сравнивать аварии одинаковой тяжести, то женщины чаще, чем мужчины, получают травмы или погибают. Это связано не с их манерой вождения, а с тем, что автомобили и системы безопасности изначально разрабатывались с учетом мужской анатомии.

Женщины чаще страдают от травм шеи (whiplash), таза и внутренних органов при фронтальном ударе. Это связано с анатомией, распределением массы тела, плотностью костей и другими биомеханическими особенностями.

Физиологические и антропометрические особенности

Отличия включают:

  • меньшая масса тела, меньший рост, — влияет, например, на то, как ремень безопасности лежит на теле;
  • различия в форме таза, распределении жира и мышечной массы;
  • меньшая плотность костей у женщин, что может усиливать риск переломов.
  • женщины обычно сидят ближе к рулю/панели из‑за роста, что может ухудшать защиту в переднем ударе. 

Масштабирование мужских манекенов

Часто для представления женской фигуры используется уменьшенная версия мужского манекена, что не учитывает многих анатомических различий. Нормативные требования в разных странах долго оставались ориентированными на мужские характеристики, что тормозило внедрение женских манекенов. 

Примеры изменений и нововведений

Один из примеров — манекен THOR 5F, созданный специально для имитации женской анатомии. В отличие от прежних моделей, это не просто уменьшенная версия «мужского» манекена. THOR 5F учитывает иные пропорции тела, форму таза, наличие молочных желез, а также оснащен дополнительными датчиками, фиксирующими перегрузки в наиболее уязвимых участках женского тела — например, в области груди, таза и шеи.

Похожие инициативы реализуются и в других странах. Так, в Австралии внедряют модифицированную версию манекена THOR с женскими характеристиками, включая женские кости таза, грудную клетку, а также расширенную систему сенсоров. Цель этих разработок — точнее моделировать, как именно удары при аварии воздействуют на те части тела, которые у женщин травмируются чаще, и, соответственно, адаптировать системы безопасности под реальные риски.

Использование манекенов, отражающих женское телосложение, — это не просто гендерный «вопрос справедливости», а жизненно важный аспект безопасности на дороге. Женщины статистически более уязвимы к серьезным травмам при тех же условиях столкновения — из‑за физической анатомии, положения тела, подушек и ремней, которые проектируются под мужские стандарты. Внедрение улучшенных женских манекенов поможет спасать жизни и снизить тяжесть травм.

Диана Шарипова.

Похожие новости

В Узбекистане установили официальные цены на «красивые» номера

С 1 октября продажа автомобильных номеров через биржу приостановлена. Теперь купить номер можно через приложение Safe Road от СБДД.

Узбекистан

03.10.2025, 12:56

В Узбекистане хотят вывести из эксплуатации старые автомобили

С 2026 года в Узбекистане планируется запретить эксплуатацию транспортных средств старше 50 лет. Также вводятся новые регистрационные номера для отдельных категорий техники.

Узбекистан

03.10.2025, 12:04

Как наладить режим сна — советы от ученых

Советы по улучшению сна сегодня повсюду — от лайфхаков в TikTok до рейтингов «лучших подушек от бессонницы». Это неудивительно: миллионы людей по всему миру страдают от хронической нехватки сна и бессонницы. На этом фоне индустрия средств для сна оценивается в более чем 100 миллиардов долларов ежегодно.

Наука и технология

02.10.2025, 13:13

Хронология преступления в Иссык-Кульской области. Дело Айсулуу Мукашевой может привести к пересмотру уголовных наказаний

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров поручил разработать законодательные изменения, предусматривающие возвращение смертной казни за особо тяжкие преступления, совершенные против женщин и детей. Поводом для инициативы стало дело об убийстве 17-летней Айсулуу Мукашевой.

Мир

02.10.2025, 10:41

В мире каждая третья женщина хотя бы раз в жизни сталкивается с сексуализированным насилием — ООН

В 2024 году в организации зафиксировали 4,5 тыс. случаев сексуализированного насилия, жертвами которого в большинстве случаев становились женщины и девочки. 

Мир

24.09.2025, 09:53

15 yoshli qiz turmushga berilayotgani aniqlandi

В Сурхандарьинской области выдали замуж 15-летнюю девушку

В соцсетях Узбекистана активно обсуждают свадьбу 15-летней девушки в Сурхандарьинской области. Национальное агентство социальной защиты не стало опровергать информацию — факт подтвердили официально и прокомментировали ситуацию.

Узбекистан

22.09.2025, 10:00

Последние новости

В Ташкенте проводится проверка по факту конфликта между учащимися техникума для лиц с инвалидностью

В социальных сетях распространилось видео, на котором один из учащихся специализированного техникума для лиц с инвалидностью подвергается избиению. Инцидент привлек внимание государственных структур.

Узбекистан

04.10.2025, 11:59

В Ферганской области в ходе конфликта пострадали двое мужчин

В социальных сетях распространилась информация о драке на автостоянке в Учкуприкском районе Ферганской области. Областное управление внутренних дел подтвердило факт инцидента.

Узбекистан

03.10.2025, 17:12

Трамп распорядился усилить разведподдержку Украины для ударов по территории России — FT

США готовятся расширить обмен разведданными с Киевом, что позволит Украине наносить более точные удары вглубь российской территории. Соответствующее распоряжение дал президент Дональд Трамп, сообщает Financial Times.

Политика

03.10.2025, 14:46

В Узбекистане установили официальные цены на «красивые» номера

С 1 октября продажа автомобильных номеров через биржу приостановлена. Теперь купить номер можно через приложение Safe Road от СБДД.

Узбекистан

03.10.2025, 12:56

В Узбекистане хотят вывести из эксплуатации старые автомобили

С 2026 года в Узбекистане планируется запретить эксплуатацию транспортных средств старше 50 лет. Также вводятся новые регистрационные номера для отдельных категорий техники.

Узбекистан

03.10.2025, 12:04

В Ташкенте зафиксирована магнитная буря силой 4 балла

Геомагнитная активность, по прогнозам, пойдет на спад к 14:00.

Узбекистан

03.10.2025, 11:09

Основатель Telegram анонсировал в Казахстане новый проект искусственного интеллекта

Основатель Telegram Павел Дуров на международном технологическом форуме Digital Bridge-2025 в Астане представил новый проект в области искусственного интеллекта, рассчитанный на более чем миллиард пользователей.

Мир

03.10.2025, 09:44

10 млрд сумов выделят на озеленение улиц и площадей Ташкента

Администрация столицы выделит 10 миллиардов сумов на покупку и высадку сезонной цветочной рассады на улицах и площадях Ташкента. Средства направят за счет перевыполнения плана доходов госбюджета за первый квартал 2025 года.

Узбекистан

02.10.2025, 15:33

Как наладить режим сна — советы от ученых

Советы по улучшению сна сегодня повсюду — от лайфхаков в TikTok до рейтингов «лучших подушек от бессонницы». Это неудивительно: миллионы людей по всему миру страдают от хронической нехватки сна и бессонницы. На этом фоне индустрия средств для сна оценивается в более чем 100 миллиардов долларов ежегодно.

Наука и технология

02.10.2025, 13:13

Суд в Индии потребовал от врачей писать рецепты разборчиво

Врачи в Индии должны писать рецепты четко и понятно — желательно печатными буквами. Такое решение принял суд после череды случаев, когда из-за неразборчивого почерка пациенты получали не те лекарства.

Мир

02.10.2025, 11:29

Хронология преступления в Иссык-Кульской области. Дело Айсулуу Мукашевой может привести к пересмотру уголовных наказаний

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров поручил разработать законодательные изменения, предусматривающие возвращение смертной казни за особо тяжкие преступления, совершенные против женщин и детей. Поводом для инициативы стало дело об убийстве 17-летней Айсулуу Мукашевой.

Мир

02.10.2025, 10:41

Блогер из США на Lamborghini не мог выехать из Узбекистана из-за штрафа и технических проблем на таможне

Совершая кругосветное путешествие на Lamborghini, блогер несколько дней не мог покинуть Узбекистан из-за штрафа за превышение срока пребывания автомобиля. Несмотря на готовность оплатить штраф, он столкнулся с техническими проблемами на таможне — терминал оплаты не работал, а наличных денег не было.

Узбекистан

02.10.2025, 09:56