Почему женщины чаще травмируются в ДТП и при чем тут краш-тесты
Автомобильные краш‑тесты (front, side, rear impacts и др.) нацелены на оценку безопасности водителя и пассажиров. Традиционно (с 1970‑х годов) для многих испытаний используется манекен типа «среднестатистического мужчины» (минимум в антропометрическом смысле: рост, вес, положение тела). При этом женщины с их особенностями — меньший рост, другая пропорция тела, иные физические характеристики — существенно отличаются от «среднего мужчины».
Наука и технология
30.09.2025, 12:21
Поделиться:

Фото: The Guardian
Исследование SUV‑водителей
Институт дорожной безопасности IIHS провел исследование, в котором сравнил тяжесть травм у мужчин и женщин‑водителей, пристегнутых ремнем безопасности и находившихся за рулем внедорожников (SUV) во время лобовых столкновений.
«SUV-водители» — это люди, которые водят внедорожники или кроссоверы.
Результаты показали, что женщины имели на 17% более высокий риск получить серьезные или смертельные травмы по сравнению с мужчинами при аналогичных условиях.
При этом в исследовании рассматривались исключительно внедорожники — самый популярный тип автомобилей в США.
Обобщенный анализ IIHS (отчеты Автомобильного совета по безопасности)
В другом анализе, проведенном тем же Институтом IIHS, рассматривались данные по авариям с участием различных типов автомобилей. Исследование показало, что женщины при прочих равных условиях (тип автомобиля, скорость, использование ремня) примерно на 20–28% чаще погибают и на 37–73% чаще получают серьезные травмы, чем мужчины. Особенно часто у женщин фиксируются травмы нижней части тела, в частности ног. Эти данные подчеркивают системную проблему – даже при одинаковых сценариях аварий женское тело оказывается менее защищенным — в том числе из-за того, что автомобильные системы безопасности по-прежнему ориентированы на мужские параметры.
Статистические данные смертности и травм по полу
Ежегодно в автомобильных авариях погибает больше мужчин, чем женщин. Это объясняется тем, что мужчины, как правило, проезжают больше километров, а также чаще склонны к рискованному поведению за рулем — не пристегиваются, превышают скорость, водят в состоянии алкогольного опьянения.
В результате аварии с участием мужчин чаще бывают тяжелыми по последствиям.
Однако, если сравнивать аварии одинаковой тяжести, то женщины чаще, чем мужчины, получают травмы или погибают. Это связано не с их манерой вождения, а с тем, что автомобили и системы безопасности изначально разрабатывались с учетом мужской анатомии.
Женщины чаще страдают от травм шеи (whiplash), таза и внутренних органов при фронтальном ударе. Это связано с анатомией, распределением массы тела, плотностью костей и другими биомеханическими особенностями.
Физиологические и антропометрические особенности
Отличия включают:
- меньшая масса тела, меньший рост, — влияет, например, на то, как ремень безопасности лежит на теле;
- различия в форме таза, распределении жира и мышечной массы;
- меньшая плотность костей у женщин, что может усиливать риск переломов.
- женщины обычно сидят ближе к рулю/панели из‑за роста, что может ухудшать защиту в переднем ударе.
Масштабирование мужских манекенов
Часто для представления женской фигуры используется уменьшенная версия мужского манекена, что не учитывает многих анатомических различий. Нормативные требования в разных странах долго оставались ориентированными на мужские характеристики, что тормозило внедрение женских манекенов.
Примеры изменений и нововведений
Один из примеров — манекен THOR 5F, созданный специально для имитации женской анатомии. В отличие от прежних моделей, это не просто уменьшенная версия «мужского» манекена. THOR 5F учитывает иные пропорции тела, форму таза, наличие молочных желез, а также оснащен дополнительными датчиками, фиксирующими перегрузки в наиболее уязвимых участках женского тела — например, в области груди, таза и шеи.

Похожие инициативы реализуются и в других странах. Так, в Австралии внедряют модифицированную версию манекена THOR с женскими характеристиками, включая женские кости таза, грудную клетку, а также расширенную систему сенсоров. Цель этих разработок — точнее моделировать, как именно удары при аварии воздействуют на те части тела, которые у женщин травмируются чаще, и, соответственно, адаптировать системы безопасности под реальные риски.
Использование манекенов, отражающих женское телосложение, — это не просто гендерный «вопрос справедливости», а жизненно важный аспект безопасности на дороге. Женщины статистически более уязвимы к серьезным травмам при тех же условиях столкновения — из‑за физической анатомии, положения тела, подушек и ремней, которые проектируются под мужские стандарты. Внедрение улучшенных женских манекенов поможет спасать жизни и снизить тяжесть травм.
Диана Шарипова.
Наука и технология
30.09.2025, 12:21
Поделиться:
Похожие новости

Как женщины в Украине справляются с последствиями войны
Мир
01.12.2025, 12:28

Узбекистан между реформами и реальной защитой женщин
Узбекистан
26.11.2025, 11:41

«Ни один мужчина не имеет права нарушать личные границы женщины» — Клаудия Шейнбаум, президент Мексики
Мир
10.11.2025, 12:53

В Узбекистане с начала года зафиксировано 155 случаев ранних браков среди девочек 15–17 лет
Узбекистан
16.10.2025, 11:55

В Ташкенте сообщили о возможном насильственном удержании девушки на Чиланзаре
Узбекистан
13.12.2025, 11:21

В Узбекистане 2,8 тысячи женщин пройдут обучение предпринимательству в 2026–2027 годах
Узбекистан
04.12.2025, 10:44
Популярные новости

Граждане Узбекистана с алиментными обязательствами смогут выезжать за границу при наличии страховки
Узбекистан
27.11.2025, 09:55

Когда в Узбекистане начнет действовать система эко‑стикеров
Узбекистан
05.12.2025, 17:01

США приостанавливают иммиграционные процессы для граждан 19 государств
Мир
04.12.2025, 09:23

Руководитель Администрации президента приняла участие в ночном рейде
Узбекистан
03.12.2025, 10:05

Задержан блогер Real Sanjik по подозрению в вымогательстве и незаконном хранении оружия
Узбекистан
28.11.2025, 14:26

Минздрав уточнил порядок поэтапного внедрения системы «Электронный рецепт»
Узбекистан
15.12.2025, 11:31
Последние новости

Disney планирует открыть представительство в Узбекистане и запустить телеканал на узбекском языке
Узбекистан
20.12.2025, 14:24

США приостановили программу грин-карт Diversity Visa после стрельбы в университете
Мир
19.12.2025, 15:55

В Ташкенте из-за дождей выросла концентрация плесени в воздухе — Узгидромет
Узбекистан
18.12.2025, 19:43

В Узбекистане могут ограничить оборот одноразового пластика
Узбекистан
18.12.2025, 15:28

Минстрой создал рабочую группу по проблеме незаконного жилья
Узбекистан
17.12.2025, 19:55

Омбудсман указал на сбои в системе медицинского обеспечения заключенных
Узбекистан
17.12.2025, 14:32

Суд отклонил иск жителей «московских» домов на площади Хамида Алимджана
Узбекистан
16.12.2025, 19:27

В Каракалпакстане задержали мужчину за незаконную вырубку саксаула
Узбекистан
16.12.2025, 11:33

В Самаркандской области опровергли информацию о директоре, прибившем телефон ученика к доске
Узбекистан
15.12.2025, 18:22

Минздрав уточнил порядок поэтапного внедрения системы «Электронный рецепт»
Узбекистан
15.12.2025, 11:31

Камбоджа обвинила Таиланд в ударах после объявления перемирия Трампом
Политика
13.12.2025, 13:33

Австрия ввела запрет на ношение религиозных платков школьницами до 14 лет
Мир
13.12.2025, 12:39
Популярные новости

Граждане Узбекистана с алиментными обязательствами смогут выезжать за границу при наличии страховки
Узбекистан
27.11.2025, 09:55

Когда в Узбекистане начнет действовать система эко‑стикеров
Узбекистан
05.12.2025, 17:01

США приостанавливают иммиграционные процессы для граждан 19 государств
Мир
04.12.2025, 09:23

Руководитель Администрации президента приняла участие в ночном рейде
Узбекистан
03.12.2025, 10:05

Задержан блогер Real Sanjik по подозрению в вымогательстве и незаконном хранении оружия
Узбекистан
28.11.2025, 14:26

Минздрав уточнил порядок поэтапного внедрения системы «Электронный рецепт»
Узбекистан
15.12.2025, 11:31
